192238, г. Санкт-Петербург, ул. Пражская, д. 25 лит. А
+7 (812) 269-89-02

Готовность к школе

ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ. ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ?

Готовность к школе – это определенный уровень:
социальных умений, включающих умение общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать ситуацию, регулировать свое поведение;
развития тех функций, без которых обучение невозможно или затруднено;
личностного развития, характеризующий самосознание, самооценку, мотивацию;
состояния здоровья.

 

Социальное развитие проявляется в том, что:

  • ребенок спокойно идет на контакт со сверстниками и со взрослыми, знает правила общения, выполняет их;
  • управляет своим поведением, знает, что можно, чего нельзя, не агрессивен, не драчлив;
  • хорошо адаптируется в новой обстановке (в гостях, поездке и т.п.), не меняет своего поведения, не становится возбужденным.

 

Функции, без которых обучение невозможно или затруднено (школьнозначимые функции):

  • организация деятельности;
  • развитие речи;
  • развитие фонематического слуха;
  • развитие моторики, зрительно-моторных координаций;
  • восприятие;
  • внимание;
  • мышление;
  • память.

Организация деятельности проявляется в том, что ребенок:

  • воспринимает инструкцию (задание), и по ней выполняет действие в соответствии с поставленной целью и задачами, ему не нужно несколько раз повторять одно и то же;
  • может планировать свою деятельность, не действует хаотично, методом проб и ошибок;
  • выполняет задание до конца, умеет оценить качество свей работы;
  • может сосредоточенно, не отвлекаясь, выполнять задание в течение 10 – 15 минут;
  • не торопится, не суетится, не требует постоянного внимания взрослых;
  • при неудаче не сердится, принимает помощь взрослых, с подсказкой выполняет задание;
  • не отказывается от заданий «это я не могу».

 Причины несформированных компонентов учебной деятельности:

  • неблагоприятное развитие нервной системы;
  • неврозоподобные расстройства (беспокойный сон, страхи, навязчивые движения, нарушение темпа речи и т.п.);
  • влияние тяжелых и частых заболеваний;
  • неблагоприятная семейная обстановка.

 Рекомендации:

  • организовать внимание ребенка;
  • сложную инструкцию (задание)необходимо разбить на части и повторить несколько раз;
  • все действия ребенка при этом должны выполняться поэтапно;
  • обратить внимание на память;
  • в сложных ситуациях необходима консультация врача.

 Речевое развитие проявляется в том, что ребенок:

  • правильно произносит звуки родного языка, может выделить звук в начале, середине и конце слова;
  • обладает словарным запасом, позволяющим выразить мысль, описать событие, задать вопрос, ответить на вопрос;
  • правильно использует предлоги, приставки, строит предложения;
  • может самостоятельно рассказать сказку или составить рассказ по картинкам;
  • в речи нет незаконченных или несвязанных между собой предложений;
  • передает интонацией различные чувства, нет нарушений темпа речи.

 Несформированность речи проявляется:

  • в нарушении звукопроизношения;
  • трудностях звуко-буквенного анализа;
  • в бедном словарном запасе;
  • в неумении вести диалог и составлять связный рассказ.

 Рекомендации:

  • разговаривать с ребенком как можно больше;
  • читать детские книжки, сделать это приятным и радостным событием;
  • необходима консультация логопеда;
  • индивидуальные занятия с логопедом до школы и в процессе школьного обучения.

 Общее развитие проявляется в том, что ребенок:

  • способен к систематизации и классификации (находит общие и отличительные признаки предметов, явлений, процессов);
  • наблюдателен, анализирует простые причинно-следственные связи;
  • активно воспринимает любую новую информацию, задает вопросы;
  • понимает смысл и последовательность событий (на картинках, в простом рассказе, в быту);
  • имеет элементарный запас сведений о себе, своей семье, быте, умеет ими пользоваться;
  • имеет элементарный запас сведений об окружающем мире, умеет ими пользоваться;
  • высказывает собственные элементарные суждения, делает простые логические выводы, может продолжать словесное рассуждение.

 Рекомендации:

  • постоянное общение с ребенком, расширение его кругозора, совместные прогулки, путешествия и т.п., обсуждение важных для ребенка тем;
  • специально организованные занятия по интеллектуальному развитию;
  • использование как можно чаще вопросов типа «А что, если…», «Как ты думаешь, почему…»;
  • в определенных ситуациях необходима консультация специалиста-дефектолога.

 Развитие движений и пространственная ориентация проявляется в том, что ребенок:

  • уверенно действует в быту (ест вилкой, ложкой, справляется с пуговицами, одевается, раздевается, шнурует ботинки);
  • в сохранении равновесия движения координированы и ловки;
  • хорошо ориентируется в пространстве;
  • не испытывает затруднений при работе с конструктором, мозаикой, хорошо манипулирует мелкими деталями;
  • не испытывает затруднений при рисовании, выполнении графических движений (чертит вертикальные и горизонтальные линии, рисует круг, треугольник, квадрат).

 Личностное развитие проявляется в том, что ребенок:

  • может заниматься, учиться, а не только играть;
  • может работать самостоятельно, не нуждаясь в присутствии взрослого;
  • стремится к успеху в тех простых видах деятельности, которые выполняет, и способен достаточно объективно оценить результат;
  • может оценивать свои поступки, хотя сама оценка еще во многом зависит от мнения взрослых;
  • проявляет активный познавательный интерес к новым видам деятельности, к миру взрослых;
  • стремится к личным достижениям, самоутверждению, признанию.

Личностное развитие ребенка – это результат взаимодействия ребенка и окружающих взрослых. 

  • ! Постарайтесь еще до школы сделать это взаимодействие более эффективным. 
  • ! Нужно быть строгим, но не злым, требовательным, но доброжелательным, можно постоянно указывать на ошибки, но лучше найти, за что можно похвалить.

Здоровье:

  • отсутствие частых простудных заболеваний (3 – 4 раза в год);
  • отсутствие тяжелых и хронических заболеваний;
  • спокоен (не криклив), усидчив, не раздражителен;
  • хорошо засыпает и спокойно спит (не вскрикивает, не вертится, нет ночного недержания мочи);
  • отсутствие страхов (темноты, одиночества, и т.п.);
  • отсутствие навязчивых движений (непроизвольное подергивание мышц лица, шеи, моргание, обкусывание ногтей и т.п.);
  • отсутствие выраженных задержек в развитии (речевом и моторном).