ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ. ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ?
Готовность к школе – это определенный уровень: |
социальных умений, включающих умение общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать ситуацию, регулировать свое поведение; |
развития тех функций, без которых обучение невозможно или затруднено; |
личностного развития, характеризующий самосознание, самооценку, мотивацию; |
состояния здоровья. |
Социальное развитие проявляется в том, что:
- ребенок спокойно идет на контакт со сверстниками и со взрослыми, знает правила общения, выполняет их;
- управляет своим поведением, знает, что можно, чего нельзя, не агрессивен, не драчлив;
- хорошо адаптируется в новой обстановке (в гостях, поездке и т.п.), не меняет своего поведения, не становится возбужденным.
Функции, без которых обучение невозможно или затруднено (школьнозначимые функции):
- организация деятельности;
- развитие речи;
- развитие фонематического слуха;
- развитие моторики, зрительно-моторных координаций;
- восприятие;
- внимание;
- мышление;
- память.
Организация деятельности проявляется в том, что ребенок:
- воспринимает инструкцию (задание), и по ней выполняет действие в соответствии с поставленной целью и задачами, ему не нужно несколько раз повторять одно и то же;
- может планировать свою деятельность, не действует хаотично, методом проб и ошибок;
- выполняет задание до конца, умеет оценить качество свей работы;
- может сосредоточенно, не отвлекаясь, выполнять задание в течение 10 – 15 минут;
- не торопится, не суетится, не требует постоянного внимания взрослых;
- при неудаче не сердится, принимает помощь взрослых, с подсказкой выполняет задание;
- не отказывается от заданий «это я не могу».
Причины несформированных компонентов учебной деятельности:
- неблагоприятное развитие нервной системы;
- неврозоподобные расстройства (беспокойный сон, страхи, навязчивые движения, нарушение темпа речи и т.п.);
- влияние тяжелых и частых заболеваний;
- неблагоприятная семейная обстановка.
Рекомендации:
- организовать внимание ребенка;
- сложную инструкцию (задание)необходимо разбить на части и повторить несколько раз;
- все действия ребенка при этом должны выполняться поэтапно;
- обратить внимание на память;
- в сложных ситуациях необходима консультация врача.
Речевое развитие проявляется в том, что ребенок:
- правильно произносит звуки родного языка, может выделить звук в начале, середине и конце слова;
- обладает словарным запасом, позволяющим выразить мысль, описать событие, задать вопрос, ответить на вопрос;
- правильно использует предлоги, приставки, строит предложения;
- может самостоятельно рассказать сказку или составить рассказ по картинкам;
- в речи нет незаконченных или несвязанных между собой предложений;
- передает интонацией различные чувства, нет нарушений темпа речи.
Несформированность речи проявляется:
- в нарушении звукопроизношения;
- трудностях звуко-буквенного анализа;
- в бедном словарном запасе;
- в неумении вести диалог и составлять связный рассказ.
Рекомендации:
- разговаривать с ребенком как можно больше;
- читать детские книжки, сделать это приятным и радостным событием;
- необходима консультация логопеда;
- индивидуальные занятия с логопедом до школы и в процессе школьного обучения.
Общее развитие проявляется в том, что ребенок:
- способен к систематизации и классификации (находит общие и отличительные признаки предметов, явлений, процессов);
- наблюдателен, анализирует простые причинно-следственные связи;
- активно воспринимает любую новую информацию, задает вопросы;
- понимает смысл и последовательность событий (на картинках, в простом рассказе, в быту);
- имеет элементарный запас сведений о себе, своей семье, быте, умеет ими пользоваться;
- имеет элементарный запас сведений об окружающем мире, умеет ими пользоваться;
- высказывает собственные элементарные суждения, делает простые логические выводы, может продолжать словесное рассуждение.
Рекомендации:
- постоянное общение с ребенком, расширение его кругозора, совместные прогулки, путешествия и т.п., обсуждение важных для ребенка тем;
- специально организованные занятия по интеллектуальному развитию;
- использование как можно чаще вопросов типа «А что, если…», «Как ты думаешь, почему…»;
- в определенных ситуациях необходима консультация специалиста-дефектолога.
Развитие движений и пространственная ориентация проявляется в том, что ребенок:
- уверенно действует в быту (ест вилкой, ложкой, справляется с пуговицами, одевается, раздевается, шнурует ботинки);
- в сохранении равновесия движения координированы и ловки;
- хорошо ориентируется в пространстве;
- не испытывает затруднений при работе с конструктором, мозаикой, хорошо манипулирует мелкими деталями;
- не испытывает затруднений при рисовании, выполнении графических движений (чертит вертикальные и горизонтальные линии, рисует круг, треугольник, квадрат).
Личностное развитие проявляется в том, что ребенок:
- может заниматься, учиться, а не только играть;
- может работать самостоятельно, не нуждаясь в присутствии взрослого;
- стремится к успеху в тех простых видах деятельности, которые выполняет, и способен достаточно объективно оценить результат;
- может оценивать свои поступки, хотя сама оценка еще во многом зависит от мнения взрослых;
- проявляет активный познавательный интерес к новым видам деятельности, к миру взрослых;
- стремится к личным достижениям, самоутверждению, признанию.
Личностное развитие ребенка – это результат взаимодействия ребенка и окружающих взрослых.
- ! Постарайтесь еще до школы сделать это взаимодействие более эффективным.
- ! Нужно быть строгим, но не злым, требовательным, но доброжелательным, можно постоянно указывать на ошибки, но лучше найти, за что можно похвалить.
Здоровье:
- отсутствие частых простудных заболеваний (3 – 4 раза в год);
- отсутствие тяжелых и хронических заболеваний;
- спокоен (не криклив), усидчив, не раздражителен;
- хорошо засыпает и спокойно спит (не вскрикивает, не вертится, нет ночного недержания мочи);
- отсутствие страхов (темноты, одиночества, и т.п.);
- отсутствие навязчивых движений (непроизвольное подергивание мышц лица, шеи, моргание, обкусывание ногтей и т.п.);
- отсутствие выраженных задержек в развитии (речевом и моторном).