192238, г. Санкт-Петербург, ул. Пражская, д. 25 лит. А
+7 (812) 269-89-02
school230@edu-frn.spb.ru

Акимов Василий Петрович

Участник героической обороны Ленинграда и «Дороги жизни» – «Дороги Победы», почетный железнодорожник МПС.

Музей «Дорога жизни» на станции Петрокрепость. Акимов В. П. во фронтовой шинели 1943 г., в руках фото – учащиеся ремесленного училища.

Родился 4 апреля 1925 г. в деревне Яблоновка, Окуловский р-н Новгородской области.

Родители: отец – Акимов Петр Акимович, мать – Акимова Пелагея Александровна. Работали в колхозе им. Горького (с 1950 г. – им. Миклухо-Маклая).

На снимке: мать – Акимова Пелагея Александровна, ее сестра, бабушка – Екатерина Александровна, брат – Николай Петрович, и Василий Петрович.

1940 г. – Акимов Василий Петрович окончил 7 классов, и поступил в Ремесленное училище пос. Парахино, Окуловка, Новгородская область. В училище было введено военное дело, сдавали нормы ГТО, ГСО, ПВХО и Осоавиахим.

Акимов Василий Петрович – ученик Ремесленного училища №19.

1941 г. – началась Великая Отечественная война. Акимов В. П. стал путевым рабочим на железной дороге. С июня 1941 г. до октября 1941 г. копал противотанковый ров, работал на оборонных работах. 3 июля 1941 г. в спортивном зале училища услышали речь И. В. Сталина: он призывал, чтобы «земля горела под ногами оккупантов».

Часть личного состава училища были эвакуированы на Урал, остальные были направлены для работы на Октябрьской железной дороге, в т.ч. и Акимов В. П.

«Мы, железнодорожники, день и ночь делали своё важное дело: восстанавливать железнодорожные пути, обеспечивать движение железнодорожных эшелонов к фронту»

В октябре 1941 г. немцы заняли Малую Вишеру, через месяц Тихвин. Создалась опасность двойного окружения Ленинграда. Штаб Волховского фронта принял решение разобрать один из главных железнодорожных путей от Малой Вишеры до Бологое, чтобы не допустить наступление немецких войск на Бологое.

Воспоминания Акимова В. П.

Мы по ночам копали на обочине пути траншеи и на каждом пикете разбирали рельсы, и прятали в землю с таким расчетом, чтобы в случае оккупации территории противник не знал, где рельсы зарыты. В конце ноября 1941 г. наши войска освободили Малую Вишеру. Стал вопрос о восстановлении разобранного пути. В короткий срок, разобранный путь был уложен и поезда вновь пошли по двум путям без задержки движения. Наступил 1942 г., мне исполнилось 17 лет. По путевке РВК я оказался на Ленинградском фронте в составе 389-го стрелкового полка, 36-й стрелковой дивизии.

Полк формировался в Волховстрое, на пути следования наш эшелон немцы бомбили несколько раз. Полк разместился на окраине Волховстроя, нас одели в военную форму и мы приняли присягу.


1943 год. Красноармеец 389-го стрелкового полка Акимов В. П.


Большую роль сыграла построенная по приказу ГКО ветка Войбакало – Лаврова – Кобон.

Успешное завершение операции «Искра» – прорыв блокады Ленинграда 18 января 1943 г. – позволило установить сухопутную связь со страной. По решению ГКО военные железнодорожники немедленно приступили к строительству фронтовой линии Шлиссельбург – Поляны и свайно-ледовой переправы через Неву в 5-6 км от врага, через леса и болота. «Дорога жизни» родила «Дорогу Победы».

Утром 7 февраля 1943 г. первый поезд Большой земли, с продовольствием, ведомый машинистом Иваном Пироженко, подошел к празднично украшенному перрону Финляндского вокзала. Встречающие сняли шапки, не скрывая слез радости. Звучала торжественная музыка военного оркестра.

В этот день с Финляндского вокзала торжественно был отправлен первый поезд, который вел Павел Аполлонович Федоров на паровозе ЭМ 721-83 и его бригада. Работа на передовой насквозь простреливаемой линии, сопряженная с огромными трудностями и опасностями, была поручена 48-й паровозной колонне особого резерва, сформированная из лучших паровозных бригад, кондукторов, поездных вагонных мастеров. Колонной «бесстрашных» называли их воины.

На «Дороге Победы», так называл её народ, было 1200 разрушений пути, разбито десятки паровозов, сотни вагонов. Сквозь огонь и смерть по «Дороге Победы» Гвардейцы 48-й до полного снятия блокады перевезли 4 729 поездов, 150 000 вагонов, 4,5 млн. т грузов.

Ломали сталь, но выстояли люди.

В настоящее время на станции Петрокрепость рядом со стеллой в честь железнодорожников – участников обороны Ленинграда – навечно поставлен паровоз ЭМ 721-83, доставивший 1-й поезд на Большую землю (07.02.1943 г.)


В конце марта 1943 г. первый батальон, в котором находился Акимов В. П., переправили через Войбокало в Кобону.

Воспоминания Акимова В. П.

Блокированный Ленинград.

Обрушившиеся стены домов, разбитые окна, почти полное отсутствие гражданского населения. Лишь люди в красноармейской форме ходили строем. Снаряды дальнобойных немецких орудий свистели над нашими головами. Наша машина двигалась по Международному проспекту в направлении Пулково. В районе Средней Рогатки вражеский снаряд ударил под передний скат, я очнулся на асфальте, где лежали еще трое моих товарищей. Вскоре подошла санитарная машина, всех нас отвезли в эвакогоспиталь №1173, где я пролежал месяц на лечении. По окончании лечения был направлен в распредбатальон, где меня определили в орудийный номер 5-й отдельной железнодорожной зенитно-артиллерийской батареи – зенитного бронепоезда №5.

В начале войны немцы безнаказанно бомбили железнодорожные станции, узлы, порта. В октябре 1941 г. правительство Ленинграда приняло решение о постройке на предприятиях города шести зенитных бронепоездов. Зенитный бронепоезд №5, именовавшийся как 5-я отдельная железнодорожная зенитно-артиллерийская батарея был построен на заводе «Большевик» в октябре 1941 г. и сразу же поставлен на станцию Нева для защиты от налетов немецких самолетов на 5-ю ГЭС. Немцы пытались разбомбить единственную работающую в городе электростанцию – 5-ю ГЭС – но благодаря интенсивному огню бронепоезда и других зенитных батарей, им это не удалось.

Начиная с осени 1941 г. и до 1944 г. порт Осиновец на Ладожском озере подвергался массированным бомбардировкам. Здесь в основном и были сосредоточены зенитные бронепоезда. В 1941-1942 годах здесь стояли бронепоезда № 1, 2, 3, 4 – все они подвергались бомбардировкам, и получив значительные повреждения были выведены на доукомплектование и ремонт.

Воспоминания Акимова В. П.

В мае 1943 г. наш бронепоезд №5 в срочном порядке был передислоцирован со ст. Нева, переброшен на ст. Ладожское озеро и поставлен на объект бомбометания – на погрузочный пирс порта. В конце мая порт подвергся ожесточенной бомбардировке. В налете вражеской авиации участвовали более 60 бомбардировщиков. Рано утром с наблюдательного пункта мы услышали голос командира бронепоезда, капитана Гагарина П. И.: «По группе бомбардировщиков с первого по девяносто пятому, гранатой, темп 5, заряжай!»

Раздался залп всех четырех орудий. Ровно через 5 секунд раздался звук ревуна и вновь все четыре орудия ударили по врагу. Между тем немецкие самолеты выстроились в кильватерную колонну, пошли по кругу и один за другим стали «клевать носом», переходя в пике сбрасывали бомбы на стоявшие в порту корабли, груженные продовольствием для осажденным Ленинграда. Бомбы падали на баржи и пирсы, где находились эвакуируемые из Ленинграда дети, женщины, старики…

Я был не первом орудии установщиком прицела и считывающим трубку. Орудие содрогалось от выстрелов и разорвавшихся вблизи бомб, но продолжало стрелять. Не было слышно голосов, все смешалось в сплошном гуле от разорвавшихся вблизи нас бомб, от выстрелов. Сплошное завывание моторов вражеских самолетов, стоны раненых… Небо над нами покрылось хлопьями разрывов. А бронепоезд продолжал стрелять. Вот уже командир бронепоезда Гагарин сам встал за счетверенный пулемет, передав управление боем командиру огневого взвода Новикову А. И.

Четыре струи пуль ударили по фюзеляжам стервятников. Стволы орудий накалились. И вот первый успех… С наблюдательного пункта раздалось дружное: «Ура!» Первый немецкий бомбардировщик «ХЕ-111», задымив, не вышел из пике и плюхнулся в воду, подняв фонтан брызг. А орудия продолжали стрелять… Люди охрипли от отдаваемых команд.

С наблюдательного пункта послышалось: «Носилки!» Гагарин держал на руках окровавленное тело разведчика Егорова. Осколок угодил Егорову в нос. Военфельдшер Петров с носилками бросился к оперативной башне… Но было поздно – Егоров умер, не приходя в сознание.

Между тем, бой продолжался, вот уже второй «ХЕ-111» ушел в бездну Ладоги. А за ним и третий! А бронепоезд продолжал стрелять… Межу тем немцы сменили тактику боя. Строй вражеских самолетов расстроился. Они перешли на более высокие полеты, бросают бомбы, как попало, мимо цели, лишь бы освободиться от груза. Наше первое орудие стояло крайним, слева от нас высокие сосны, видимости никакой. И вот из-за леса на малой высоте вынырнули три истребителя «Мессершмидт-109». Времени на раздумья не оставалось. Наводчик Петр Боевой поймал в перекрестке оптики первый головной МЕ-109. «Цель поймана!» – громко крикнул он. Раздалась команда командира орудия Кириллова Н. Н.: «По штурмовику на батарею, 33, 13, 3, три снаряда беглым, огонь!» Разрывы легли перед носом головного стервятника. Вся группа истребителей отвалила влево, в сторону Ладоги. Наконец, раздалась команда Гагарина: «Не заряжать!»

Наступила тишина, лишь отдельные хриплые голоса раздаются на бронеплощадках. Люди закурили, опершись спинами о горячие стволы и тумбу орудия. Бой окончен, но разведчики неустанно наблюдают за небом.

Воины-зенитчики 5-й отдельной железнодорожной батареи (слева направо): командир орудия старший сержант Н. И. Кириллов, орудийный мастер сержант А. Г. Кожевников, командир батареи капитан П. И. Гагарин, наводчик ефрейтор К. В. Овсянников, командир отделения связи младший сержант Маланьин.


За активные боевые действия большая группа бойцов и командиров бронепоезда №5 была награждена Правительственными наградами:

Орденом Отечественной войны 1-й степени – командир бронепоезда №5, Гагарин П. И.

Медалью «За отвагу» – Кириллов Н. И., командир орудия, старший сержант;
Кожевников А. Г., орудийный мастер, сержант;
Овсянников К. В., командир отделения связи, младший сержант.

Остальным вручили медаль «За оборону Ленинграда» в том числе и Акимову Василию Петровичу.

В связи с активацией противника у мыса Осиновец, бронепоезд №5 был передан в оперативное подчинение штабу 1804-го отдельного зенитного артиллерийского полка малого калибра (ОЗЕНАП МК). Бронепоезд №5 стоял вблизи пирса порта Осиновец, т.е. на объекте бомбометания. Вблизи, на берегу Ладожского озера, размещалась 3-я батарея 1-го дивизиона 1804-го полка (ОЗЕНАП МК). Командовал батареей Гаврилов Сергей Григорьевич.

Воспоминания Акимова В. П.

Боевая обстановка способствовала сплочению личного состава 1804-го полка (ОЗЕНАП МК). В перерывах между боями мы часто видели на бронепоезде соседа по оружию Гаврилова С. Г. Командиры бронепоезда №5 Гагарин П. И. и батареи №3 МЗА Гаврилов С. Г. были дружны по законам фронтового братства. Встретив серьезное сопротивление со стороны зенитной артиллерии, немцы к концу 1943 г. снизили активность налетов в районе Осиновец. В связи с началом боевой операции по полному снятию блокады Ленинграда, был приказ: встать на прикрытие трассы. Бронепоезд №5, который в декабре 1943 г. прибыл на Борисову Гриву, наряду с прикрытием «Дороги жизни» прикрывал на железной дороге составы, которые направлялись на Волховский фронт.

14 января 1944 г. утром грянул гром сотен орудий, более 104 тыс. снарядов обрушились на гитлеровцев. В ходе 12-дневных напряженных боях были освобождены: Красное Село, Ропша, Урицк, Пушкин, Гатчина, Мга и более 700 населенных пунктов. 27 января ленинградское небо озарилось победным салютом. Город-герой салютовал доблестным войскам Ленинградского фронта и морякам Краснознаменного Балтийского флота.

Блокада города, длившаяся 900 дней, была окончательно снята! Легендарная Победа досталась нелегкой ценой. Замечательная Победа была подготовлена трудом всего Советского народа. За образцовое выполнение заданий Родины в годы войны, коллективу Октябрьской дороги и восьми предприятиям вручены на вечное хранение Красные знамена ГКО, в том числе и 48-й колонне.

Правительство достойно оценило подвиг славных железнодорожников, наградив многих из них Орденами и медалями. Их имена, их подвиги увековечены в создаваемых музеях, стеллах, мемориальных досках. Мемориальный комплекс-вокзал построен на станции Ладожское озеро, в нем размещен народный музей «Дороги Победы», в зале размещена стелла с фамилиями 340 погибших железнодорожников и рядом поставлен паровоз ЭШ 4375 комсомольско-молодежной бригады Елисеева.


Акимов Василий Петрович демобилизовался из армии в октябре 1945 г. и вернулся на родную Окуловскую дистанцию пути Октябрьской железной дороги. За участие в боевых действиях в период Великой Отечественной войны награжден Орденом Отечественной войны 2-й степени, медалями «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» и другими медалями.

1946 – 1947 гг.: был назначен инспектором по кадрам Окуловской дистанции пути Октябрьской железной дороги, откуда уходил в 1943 г. на фронт. Через 2 месяца был откомандирован в Ленинградский ордена Ленина институт инженеров железных дорог и транспорта на средне-технические курсы МПС, где учился с января 1946 г. по март 1947 г. После успешного окончания курсов была присвоена квалификация техника 1-го класса по искусственным сооружениям железнодорожного транспорта.

1948 – 1950 гг.: учился в этом институте на курсах техников. Получил диплом полного средне-технического образования – техника по пути и путевому хозяйству железнодорожного транспорта.

В 1950 г. поступил на заочное отделение института и успешно закончил его в 1957 году.


Семейные фотографии Акимова Василия Петровича после демобилизации из армии с октября 1945 г.

Жена Акимова В. П., Ольга Александровна и сын Алексей (фото 1960-х гг.) Справа подруга Ольги.
После вручения дипломов техников железнодорожного транспорта (1950 г.) Снимок у здания ЛИИЖТ.

1957 г. – защита дипломного проекта.


1957 г. – проекты воплощаются в жизнь. Производство работ на участке Лужайка – Выборг – Госграница.

Беседа с сыном Алексеем (Выборг, 1960 г.)
Озеро Гвардейское у Выборга (1962 г.) На рыбалке. В центре – Акимов В. П., справа – начальник отдела кадров Выборгской дистанции пути, Елин В. В.
Акимов В. П. (1966 г.)
Заместитель начальника Ленинград-Финляндского отделения Октябрьской ж/д, возглавляет квартальную комиссию (снимок на дрезине, 1969 г.)
Рабочий кабинет начальника отдела инженерных сооружений и изысканий института “Ленжелдорпроект” Акимова В. П. (1975 г.)
Впервые институт “Ленжелдорпроект” получил электронно-вычислительную машину ПЭКВМ “Искра-226” (1987 г.)
“Машина должна работать, а человек – думать”
4 ноября 1987 г. Торжественное собрание в честь 70-летия Великой Октябрьской Социалистической Революции. Докладчик – Акимов Василий Петрович. Более авторитетного докладчика среди 300 работающих в институте “Ленжелдорпроект” не нашлось.

Василий Петрович Акимов, участник Великой Отечественной войны, в прошлом артиллерист бронепоезда №5 пятой отдельной железнодорожной зенитно-артиллерийской батареи ПВ в/ч 67751-Д, инженер строитель путей сообщения – один из тех, кто был творцом нашей истории. Он и сейчас передает свои знания и опыт. А рукопись и вещи, подаренные им Мемориальному музею «Дорога Победы», представляют собой большую историческую ценность.